Сейчас такие слова можно услышать от довольно большого
количества людей. И правда - самые последние достижения науки и техники сделали
хорошие фотоаппараты не такими дорогим, и значит - легкодоступными все большему
и большему количеству людей. Купить хороший, дорогой фотоаппарат - и стать
фотографом! Что проще!
Так?
Ну, не то, чтобы такой подход был лишен логики, но...
Но для того, чтобы делать хорошие фотографии – не так уж и
обязательно обладать дорогущей техникой за бешеные тысячи рублей. Даже больше
того - есть целые направления, для которых как раз таки недороговизна
используемой техники - это одно из непреложных правил. Одно из таких
направлений – ломография.
Ломография – это один-единственный момент, краткая секунда,
пока нажата кнопка «снять». Без прицела, без предварительной оценки и
взвешивания, что получится на пленке – да-да, ломография признает только пленку,
и никакой «цифры». Проще всего суть ломографии можно выразить двумя словами:
«увидел—снял».
Чаще всего ломографии делаются «вслепую», то есть снимающий
не видит, что получится на кадре, он не смотрит в глазок ломографа. И не
выбирает сюжеты для будущих отпечатков: ломография это "охота на
жизнь", на каждый ее отдельный момент, любой, какой вам захочется снять и
оставить в памяти пленки.
Впервые идея снимать "все, что движется" пришла в
голову двум студентам из города Вена. Они купили в магазине дешевые советские
фотоаппараты «ЛК-А», и снимали все, что попадало в поле их зрения, совершенно
не беспокоясь о таких мелочах, как "композиция", "правильное
построение кадра", "уровень освещенности", и уж тем более не
заботили их такие скучные явления, как "правила съемки". Снимали они
как хотели, что хотели, когда хотели и где хотели. В Вене, австрийцы сложили
разноцветное фотопанно из сотен фотографий и пришли в восторг от покупки: цвета
на фото были яркими и интенсивными, снимки излучали некие ментальные волны
тепла. Из-за значительных цветовых и геометрических искажений объектива камера
имела специфический взгляд на мир, а отсутствие обдуманного построения кадра
документировало «жизнь как она есть» — этот взгляд студенты и стали называть
«ломографией». Основной идеей и движущей силой, которая несет в ломография,–довольно
проста: снимай. Если ты хочешь фотографировать, снимать - снимай. Все, что
хочется, как хочется и где хочется - снимай. Именно это и делает ломографию
одним из популярных направлений современного искусства изображения. А
доступность ломокамеры позволяет заниматься ей всем, кому этого захочется. Так
что если ты - веселый открыватель этого мира, ловец позитива и радости, хочешь
сохранить воспоминания о каждом мгновении жизни - просто возьми камеру и
снимай.
10 золотых правил ломографии с официальными
комментариями (в переводе Zu):
·Правило № 1:«Всегда берите с собой
фотоаппарат, где бы вы ни были». В кровать, парк Горького, аэроплан или
прачечную самообслуживания: если фотоаппарат при вас, все вокруг вас начинает
вибрировать от переизбытка жизни, будьте готовы, держите камеру наготове, в
любой момент, в любом месте;
·Правило № 2:«Используйте фотоаппарат
в любое время дня и ночи». Каждая секунда обладает своим уникальным,
светлым, серым, разноцветным, пушистым, глубоким, ровным настроением. Жизнь, со
всеми ее неповторимыми моментами, не собирается ждать, когда вы подготовите
свой фотоаппарат. Снимайте, выхватывая моменты, как они есть, или они пройдут
мимо;
·Правило № 3:«Ломография не вторжение
в вашу жизнь, это часть ее». Ломография не прерывает естественного течения
вашей жизни, она является важной и неотъемлемой ее частью. Также как разговоры,
прогулки, сон, еда, мысли, питье, смех, любовь, ломография убедительный знак
того, что вы живете;
·Правило № 4:«Снимайте от бедра».
Это настолько просто, насколько необычно: нет необходимости смотреть через
видоискатель, чтобы сделать удачный кадр. Наоборот! Предоставьте себе
возможность свободного выбора перспективы. Рука, направленная высоко в небо,
вперед или за спину, нет никаких ограничений только ваш опыт и немного удачи;
·Правило № 5:«Приближайтесь
максимально близко к избранным ломографическим объектам». Приблизьтесь,
щелкните, глядя прямо в глаза — 100 % прямой контакт. Всегда подходите близко к
объектам, заинтересовавшим вас. Улыбайтесь пока приближаетесь, несите радость,
чтобы все поняли, что ломография самое естественное и понятное явление на
свете;
·Правило № 6:«Не думайте».
Засуньте голову в ледяную ванну, задержите дыхание, досчитайте до 100, и дайте
проблемам раствориться. Затем вынырните обратно, и пока голова прочно сидит у
вас на плечах, хватайте камеру и покоряйте улицы, выхватывайте моменты, живите
ими и радуйтесь;
·Правило № 7:«Действуйте быстро».
Одна десятая секунды способна определять разницу между ломографией и
неломографией. Просто не теряйте время с выбором правильного места, позиции, не
обдумывайте, не взвешивайте, не бродите вокруг объекта, не медлите. Первое
впечатление имеет самую мощную силу, доверьтесь себе;
·Правило № 8:«Не обязательно знать
заранее, что у вас получится на пленке». Ломография прежде всего, случайный
выбор, шанс. Получайте удовольствие от нового способа жить по воле случая. Не
вы существуете для ломографии, а ломография для вас! Ломография имеет силу
только в том случае, если та единственная вещь, на которой вы сконцентрировали
свое внимание, является неотъемлемой частью вашей жизни;
·Правило № 9:«И после съемки тоже».
Вау! Выглядит потрясающе! Что это? Где я снимал? Ваш мозг начинает лихорадочно
соображать, память напрягаться, детали не восстанавливаются. Не обязательно
знать, что получилось на пленке потом;
·Правило № 10:«Не думайте о правилах».
Забудьте 10 золотых правил ломографии откройте для себя свою собственную
ломографию, погрузитесь в происходящее, делайте то, что хотите, но делайте это
незамедлительно.